Оставьте контакт
и мы перезвоним в течении часа
Я ознакомлен(а) с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку своих персональных данных.
Закажите демонстрацию системы
оставив свои контактные данные
Я ознакомлен(а) с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку своих персональных данных.
Что нового в logijet

Как Lorus labs автоматизировала доставку

Lorus labs автоматизация доставки
Перевозчики постепенно превращаются в ИТ-компании. Рустем Искаков (Lorus labs) объясняет, почему у транспортно-экспедиционных компаний только один вектор развития — «цифра», и рассказывает, как автоматизировать управление доставкой

Как правило, логистика для бизнеса — это область затрат. Автоматизация, наоборот, превращает ее в точку дополнительной прибыли: ведь чем быстрее работаешь, тем больше клиентов сможешь обслужить за то же время, а значит больше заработать.

Еще одна причина, подталкивающая логистику к цифровизации, — государственные инициативы, в частности эксперимент по внедрению электронной накладной в сфере автомобильного транспорта. Вскоре это станет обязательным условием работы, и важно быть готовым к этим изменениям.

Логистический Uber

При помощи цифровизации мы планировали решить несколько задач. Во-первых, автоматизировать рутинные процессы, на которые тратится много
человеческих ресурсов. Во-вторых, сократить время отклика на запросы клиентов. Если аналоговый экспедитор может искать решение задачи 1–2 дня, то
цифровой ответит в течение часа. В-третьих, организовать трекинг транспорта.
В 2019 году мы начали разрабатывать систему, которая умела бы:
  • принимать заказы на услуги;
  • подбирать исполнителей;
  • подписывать документы с помощью цифровой подписи, чтобы документооборот имел юридическую силу;
  • готовить стартовый пакет документов для рейса;
  • проверять всех участников сделки;
  • следить за качеством выполнения рейса и контролировать сроки;
  • создавать счет и привязывать его к конкретной поездке;
  • выстраивать и обновлять рейтинг исполнителей.
В итоге мы получили сервис, который позволил перевести в «цифру» всю цепочку поставок. Система умеет находить решения для сложных
транспортных задач. Например, она может определить оптимальный маршрут, чтобы доставить автокомпоненты с завода в Южной Корее до
производственной площадки в Центральной России или предложить, как быстро развести по городу 35 заказов из магазина федеральной сети DIY с
помощью одной малотоннажной машины. Расскажем подробнее о том, как мы разрабатывали этот сервис.

Какие технологии нужны

Фундамент любого цифрового проекта — ИТ-инфраструктура. Сначала мы использовали собственные серверы, но в какой-то момент поняли, что под наши задачи больше подходит «облако». Так как оно эластичное, то в зависимости от потребностей можно наращивать или сокращать ресурсы — оптимальное решение для экспериментов. Это позволяет постоянно тестировать разные гипотезы и менять функционал. Мы пользуемся виртуальными машинами, а также облачными базами данных (DBaaS). Для хранения данных выбрали объектное S3-хранилище, которое можно масштабировать под любые потребности, и файловое хранилище NFS. Кроме того, решили отказаться от монолитного решения в пользу микросервисной архитектуры, например Kubernetes aaS. При выборе облачной платформы мы ориентировались на платформы Open Source, чтобы не зависеть от лицензий на уровне исходного кода. Поэтому в итоге остановились на «облаке» Mail.ru Cloud Solutions (MCS), которое работает на основе Openstack. Все эти решения позволяют нам быстрее разрабатывать, тестировать и обновлять сервисы, а также справляться с высокими нагрузками на инфраструктуру

Автоматизация по шагам

Процесс автоматизации состоял из нескольких этапов:
  1. Систематизация данных. Позволяет обеспечить целостный взгляд на все составляющие бизнеса, в том числе на источники данных, их качество и полноту
  2. Автоматизация рутинных операций. Без низкоуровневой примитивной автоматизации процессов нет смысла приступать к высокоуровневой оптимизации
  3. Автоматизация всех рабочих процессов. Единая система автоматически ведет каждый заказ по всем этапам, от поступления заявки до отчета по выполнению

Разумеется, в процессе были и сложности. Дело в том, что при переводе логистики в «цифру» нужно настроить обмен данными с сервисами сторонних компаний. Каждый такой случай уникален, потому что системы у партнеров разные. Например, при интеграции с сервисом одного крупного грузовладельца мы столкнулись с проблемой: стандарты и API были описаны совсем не так, как работали на самом деле. В итоге пришлось вместе прорабатывать форматы и вносить изменения в системы с обеих сторон. Дело это непростое: не всегда партнер может оперативно отреагировать на проблему, адаптировать свое решение и быстро ее устранить. Чаще приходится подстраиваться самим, самостоятельно наращивать логику обработки поступающих данных. 

Результаты и планы

В первые же месяцы работы новой системы мы получили измеримый бизнес-эффект. Так, производительность логистов после внедрения автоматизации выросла минимум в два раза. Так же изменились и показатели выручки, которую приносит один специалист за месяц. Цифровизация позволила нам: 
  • сократить издержки и количество рутинных операций, высвободить сотрудников для решения стратегических задач; 
  • быстрее, чем раньше, принимать заявки и заключать договора: теперь этот процесс занимает не целый день, а всего один час; 
  • расширить бизнес, в частности увеличить скорость оказания услуги, привлечь новых клиентов; 
  • снизить количество ошибок и обезопасить себя от мошенников; 
  • получить цифровые инструменты для работы по правилам, которые устанавливает государство

Но это только начало. Мы постепенно создаем экосистему диджитал-продуктов, приучая исполнителей и контрагентов к новым паттернам поведения и цифровым стандартам

Источник РБК